Громко, сам с собою я веду беседу

Вам встречались в общественных местах чудаки, бубнящие себе под нос нечто нечленораздельное? Ну, это безобидные граждане. Они и в глаза-то никому не смотрят. Стало быть, какой с  них спрос-то, их впору только пожалеть. А как насчет более самоуверенных типов, громогласно рассуждающих о смысле жизни в метро, да еще и с претензией на интерактивность?

Давеча посчастливилось сесть в нужный вагон, на нужную скамью подсудимых.  Рослый мужчина в колоритном кеппи задавал вслух наболевшие вопросы и тут же пытался дать на них ответ от лица собеседника.  Пассажиры, находящиеся в радиусе двух метров от виновника события, с кривыми улыбками переглядывались между собой. Лишь на одной физиономии я прочла отвращение и желание поскорее увильнуть из вагона электрички.

То ли философа сильно измучил кризис среднего возраста, то ли он обкурился невесть знает чем, то ли принял на грудь чего покрепче. Однако ответы на его вопросы  я и сама не прочь была бы получить. Ниже перечисляю список оных с ответами самого вопрошающего в скобках.  Перевод с языка великого Гете :

  • Чего хотят люди? (секса)
  • Зачем они учатся в университетах? (чтобы создать идеальное государство)
  • Возможно ли достижение коммунизма в демократическом обществе? (ну-ну!)
Вышли мы на одной остановке да разбежались в разные стороны. Я -молча, он - продолжая рассуждать вслух. Вот таким обескураживающим бывает поведение попутчиков в метро.



Во что верят современные немцы?

Да они же христиане. Католики. Ну, и протестанты у них там тоже живут. Скорее всего, таким будет ответ обывателя на вопрос, религиозны ли немцы.
Не обольщайтесь. Давайте копнем глубже.
символы мировых религий



Послушала  я на днях лекцию одного профессора на тему "Религия в зеркале науки". Ученый муж рассказывал университетской аудитории в том числе и о результатах исследования, недавно проводившегося в Германии. Результат оказался довольно противоречивым. Впрочем, судите сами.
Абсолютное большинство участников опроса верят в теорию эволюции, тем самым отрицая идею божественного происхождения мира и человека. При этом люди уверены в существовании (бессмертной) души. Примерно половина опрошенных отнесла себя к агностикам. Последние придерживаются позиции " воздержусь от категоричного ответа".

В последние годы католическая церковь в Германии переживает глубокий кризис. Ее ряды заметно редеют. С одной стороны, это связано с подмоченной репутацией священников.  С другой стороны, многие отступники просто не желают платить церковный налог. Частенько мне приходилось слышать в качестве причины выхода из католической общины и такой ответ: эта религия просто устарела. Она запрещает пользоваться противозачаточными средствами, а нам это не нравится.

Да и сами католические патриархи, похоже, запутались в собственном мировоззрении. Они признают и теорию большого взрыва, и теорию эволюции, и библейские чудеса. Напоминает поведение продажной женщины, не так ли?

Тем не менее, церковь может рассчитывать на своих верных приверженцев. В первую очередь, это пожилые люди в возрасте от 65 лет и старше. Возникает вопрос, чем же обоснована такая лояльность: силой религиозного воспитания в детстве или насущным страхом неуклонно приближающейся смерти? В любом случае, чем моложе человек, тем менее он религиозен. Это, опять же, результаты очередного исследования.

Подводя итог, я бы сказала, что христианская вера существует на данном этапе развития Германии лишь де-юре. Де-факто немецкое общество состоит из атеистов, агностиков и эзотериков. Лишь малая часть хранит верность христианству. Во что же будут верить потомки современных немцев?

"Я не чаю выпить чаю..." По-японски!

Вы можете, живя в России, Беларуси, Украине (нужное подчеркнуть :)), представить себе ваш день без чашечки чая? Вряд ли. Чаепитие является традиционным в славянской культуре. Впрочем, не только в ней.

чай 抹茶 маття, или матча

Какая страна является родиной чая? Правильный ответ: Китай. Именно оттуда по Великому Шелковому Пути бодрящий напиток распространился за границей. Его полюбили в Азии и в Европе настолько, что в некоторых странах возникли целые чайные церемонии.
Я долго искала возможность поучаствовать в данном действе. Мне повезло, что в Кельне есть институт японской культуры. Именно там я смогла удовлетворить свою жажду знаний по чайному вопросу.

 

Записываться на участие в церемонии нужно было заранее, за несколько месяцев вперед, ибо места  были ограничены. Накануне долгожданного дня пришло сообщение : " Вы записаны на чайную церемонию. Пожалуйста, позаботьтесь об удобной обуви и чистых носках. Также просим Вас снять часы и другие украшения с рук до начала церемонии. Благодарим Вас."

Чистые носки очень важны для хождения по татами, но почему нельзя носить аксессуары на руках? Может, вы знаете ответ на этот вопрос? Буду рада комментариям.

В небольшой комнате собралось около 20 участников. Сначала нам поведали общую информацию о самом ритуале. И только затем начался завораживающий спектакль. Хрупкая японка в кимоно цвета магнолии приветствовала своего гостя поклоном. Затем она принесла ему белую булочку. Женщина то и дело покидала комнату и появлялась в ней снова с кухонной утварью, неся ее дрожащими от волнения руками. Пока чайник закипал, хозяйка, осторожно двигаясь, растирала листовой зеленый чай в пудру. После этого она долила несколько капель кипятка и метелочкой взбила все до консистенции крема. На мой взгляд, утвари было чересчур много, но традиция есть традиция. И с нею не поспоришь.

Гость и хозяйка кланялись друг другу, утыкаясь носами в татами и произнося непонятные мне слова, переворачивали чашку по нескольку раз, переставляя ее по определенным правилам... В процедуре участвовал бамбуковый веер. Как нам объяснили позже, он символизирует личное пространство.

Сложному искусству чайной церемонии 茶道 учатся годами, а курс приготовления чая преподается в университетах Японии. Ритуал берет свое начало в цзен-буддизме. Во время чаепития человек должен сосредоточиться на своих ощущениях.

Основополагающими принципами при этом являются:
Wa - гармония
Kei - почтение
Sei - чистота
Jaku   - спокойствие

Спустя несколько минут всем приглашенным следовало оказаться в роли гостей. Заботливые хозяева предварительно раздали нам листовки с указаниями последовательности действий и ответили на наши вопросы.

И каково оно оказалось? Белая булочка, судя по выражениям лиц, никому не пришлась по вкусу. Представьте себе сырое тесто из рисовой муки и начинку из вареных перетертых бобов... Церемониальный чай поразил своей терпкостью, изумрудным цветом и густой консистенцией, напоминающей сметану. Поза, которую пришлось принять на татами, способствовала затеканию ног у некоторых гостей. Вставая, они кряхтели.

Я словила себя на мысли, что лучше быть наблюдателем, нежели участником чайной церемонии. Но попробовать один раз все же стоит, хотя бы для того, чтобы не жалеть об упущенной возможности прикоснуться к тонкой восточной культуре.

Студент или гость?


В немецких ВУЗах учебный год начинается, как правило, в октябре. На сей раз труба созвала студентов и преподавателей в понедельник, 6 октября. Местный университет может похвастаться 600-летней историей. Гранит науки в нем грызут 40 000 студентов.




Я решила снова стать студенткой. В третий раз. За последние несколько лет я соскучилась по кампусу, по лекциям и научном ореоле, непременно сопутствующим учебе в ВУЗе.

Есть в немецких университетах особая форма обучения: гостевая. Она обходится в несколько раз дешевле, чем классическое дневное обучение и позволяет гостю посещать любые лекции. С участием в семинарах дело обстоит уже сложнее, ибо места ограничены. Но гость и не обязан сдавать экзамены, а потому и претендовать на непременное участие в семинарах не может. Зато он может записаться в проектную группу для ведения научной работы по интересам.

Среди подавших заявление на гостевое обучение я увидела много пожилых людей. Практичести все они интересуются гуманитарными науками, в частности, историей.

В первые дни учебного года Кельнский университет организует различные экскурсии на своей территории. Это неудивительно для немцев, ценящих порядок и хорошую организацию во всем. Даже в библиотеке проводятся 20-минутные экскурсии, как с живым, так и с аудио-гидом.

Век живи - век учись.